Томская область подготовит новую программу правового режима для тестирования БАС

фото Росавиации
фото Росавиации

Действующий экспериментально-правовой режим (ЭПР) по тестированию БАС в Томской области завершится в апреле 2025 года, как изначально и планировалось. В регионе разработают новую программу, которая расширит возможности для экспериментов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минэкономразвития РФ.

В 2022 году в Томской области впервые в стране установлен экспериментальный правовой режим по использованию дронов массой свыше 30 кг для решения практических задач экономики, экологии и социальной сферы, в том числе, мониторинга лесопожарной обстановки, линейных и производственных объектов, аэросъемки и картографии, доставки грузов, в том числе, медицинского назначения.

"Минэкономразвития России в феврале 2025 года совместно с Минтрансом России, АНО "Цифровая экономика" и участниками ЭПР провели обсуждение результатов реализации эксперимента, по итогам которого принято совместное консолидированное решение о необходимости пересборки эксперимента. Это означает, что в текущей конфигурации эксперимент завершится в плановый срок - 21 апреля 2025 года, при этом Томская область подготовит новую программу ЭПР, которая будет представлена в Минэкономразвития России в установленном порядке", – сказано в сообщении.

За время действия режима было совершено всего 7 полетов из 56 запланированных. В министерстве это обуславливают как нехваткой самих воздушных судов, так и отсутствием заказчиков услуг с их применением.

"Формирование программы ЭПР Томской области осуществлялось на стадии отсутствия каких-либо правовых механизмов, разработанных специально для использования БАС. Однако сформированное специальное регулирование во время тестирования БАС, которое было впервые разработано для томского ЭПР и прошло согласование широкого круга федеральных органов исполнительной власти и утверждено правительством РФ, легло в основу других ЭПР (сейчас установлено уже 10 экспериментов по апробации БАС)", – отметили в министерстве.

В феврале 2025 года в Томской области открыли первый за Уралом научно-производственный центр (НПЦ) беспилотных авиасистем (БАС) по нацпроекту "Беспилотные авиационные системы". Там будут производить более 20 типов беспилотников на полностью отечественном оборудовании и ежегодно готовить около 500 пилотов и инженеров для отрасли.

"Еще четыре ЭПР по БАС, в рамках которых пока не осуществляются полеты: в Ненецком АО, Республике Башкортостан, Иннополисе и Москве. Отмечаем, что до завершения их реализации еще от 1 года до 2,5 лет. По информации участников большинства экспериментов полеты ожидаются в ближайшее время. Мы с нетерпением ждем начала апробации. В рамках других пять ЭПР по БАС осуществлено более 20 тыс. полетов", – сказано в сообщении.

В ЭПР по БАС в сфере сельского хозяйства на территории 12 регионов выполнено более 6 тыс. полетов и обработано более 11 тыс. га полей. По ряду экспериментов прорабатываются предложения по расширению возможностей ЭПР.

"Несмотря на то, что ни один ЭПР еще не завершен, полученные результаты уже стали основой для изменений общего регулирования. Так, подход по допуску БАС к эксплуатации, заложенный в ЭПР, стал основой для выпуска Минтрансом России в 2023 году ФАП-61, который позволяет допускать конкретный беспилотник к полетам по ускоренной процедуре - на основании акта оценки (до этого предусматривалась только сертификация типа БВС, получение которого требует значительных временных и денежных ресурсов)", – сказано в сообщении.