Операционные и финансовые результаты Группы «Аэрофлот» в 2020 году

За двенадцать месяцев 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 30,2 млн пассажиров, что на 50,3% ниже результата аналогичного периода 2019 года. Пассажирооборот Группы «Аэрофлот» снизился на 56,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предельный пассажирооборот – на 51,6%. Процент занятости пассажирских кресел по Группе «Аэрофлот» составил 73,6%. Выручка снизилась на 55,4% по сравнению прошлым годом, до 302 182 млн рублей. Чистый убыток составил 123 208 млн руб.

ОПЕРАЦИОНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУПЫ «АЭРОФЛОТ»

ПАО «Аэрофлот» (тикер на Московской Бирже: AFLT) публикует операционные результаты Группы «Аэрофлот» (далее – «Группа») за декабрь, четвертый квартал и двенадцать месяцев 2020 года1.

Ключевые показатели Группы «Аэрофлот» в 2020 году:

  • Общий объем перевозок составил 30,2 млн пассажиров, что на 50,3% ниже показателя предыдущего года;
  • На внутренних линиях перевезено 24,2 млн пассажиров, что на 28,1% ниже показателя предыдущего года;
  • Авиакомпания «Победа» перевезла 9,1 млн пассажиров, что на 11,7% ниже результата 2019 года.

Ключевые показатели Группы «Аэрофлот» в четвертом квартале 2020 года:

  • Общий объем перевозок составил 7,1 млн пассажиров, что на 49,2% ниже показателя аналогичного периода прошлого года;
  • На внутренних линиях перевезено 6,3 млн пассажиров, что на 19,5% ниже показателя четвертого квартала 2019 года;
  • Авиакомпания «Победа» перевезла 2,8 млн пассажиров, что на 2,5% выше показателя четвертого квартала 2019 года.

Основные операционные показатели 2020 года

За двенадцать месяцев 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 30,2 млн пассажиров, что на 50,3% ниже результата аналогичного периода 2019 года. Пассажирооборот Группы «Аэрофлот» снизился на 56,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предельный пассажирооборот – на 51,6%. Процент занятости пассажирских кресел по Группе «Аэрофлот» составил 73,6%.

На внутреннем рынке в 2020 году авиакомпании Группы в совокупности перевезли 24,2 млн пассажиров, что на 28,1% ниже показателя аналогичного периода 2019 года. Авиакомпания «Победа» перевезла 8,4 млн пассажиров, что на 5,7% выше результата 2019 года. Авиакомпания «Россия» перевезла 4,8 млн пассажиров, что на 27,1% ниже показателя аналогичного периода 2019 года. Авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 10,2 млн пассажиров, что на 42,7% ниже показателя аналогичного периода 2019 года (что объясняется преимущественно снижением трансфера между российскими и международными направлениями). Авиакомпания «Аврора» перевезла 722,2 тыс. пассажиров, что на 40,1% ниже показателя аналогичного периода 2019 года.

Показатели авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — итого

Показатели авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — внутренние перевозки

[1] По данным управленческого учета.

[2] ПАО «Аэрофлот» продало долю в капитале АО «Авиакомпания «Аврора» 25 декабря 2020 года. Операционные показатели авиакомпании «Аврора» (и, соответственно, Группы «Аэрофлот») за декабрь, представленные в релизе, включают результаты авиакомпании за полный календарный месяц без корректировок.

[3] Незначительные отклонения в расчете итогов в таблицах объясняются округлением.

Основные операционные показатели в декабре 2020 года

В декабре 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 2,3 млн пассажиров, что на 48,1% ниже результата за декабрь 2019 года. За этот же период авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 1,0 млн пассажиров, на 63,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Пассажирооборот Группы «Аэрофлот» снизился на 59,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажирооборот авиакомпании «Аэрофлот» снизился на 70,4%. Предельный пассажирооборот Группы «Аэрофлот» снизился на 58,0%, по Компании – снизился на 68,4%.

Процент занятости пассажирских кресел по Группе «Аэрофлот» снизился на 2,0 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 74,4%. По авиакомпании «Аэрофлот» процент занятости пассажирских кресел снизился на 4,5 п.п., до 69,0%.

Влияние пандемии коронавируса на перевозки

На операционные результаты двенадцати месяцев 2020 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Основное снижение связано с полной остановкой регулярных международных рейсов и значительное ограничение полетной программы на внутренних линиях в связи с режимом самоизоляции и ограничениями на передвижения по России. В третьем и четвёртом квартале внутреннее авиасообщение показало значительное восстановление объемных показателей, а в международном сегменте были возобновлены полеты по ряду линий, включая пункты Турции, ОАЭ, Мальдив, Египта, Беларуси, Казахстана, Киргизии и ряда других стран, однако, в целом международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным. В четвертом квартале влияние пандемии на авиакомпании дополнило сезонное снижение спроса.

Операционные показатели Группы «Аэрофлот»

Операционные показатели авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии»

Парк воздушных судов

В декабре 2020 года Группа «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию семь воздушных судов SSJ100. За этот же период из парка авиакомпании «Аэрофлот» было выведено три SSJ100. По состоянию на 31 декабря 2020 года парк Группы «Аэрофлот» насчитывал 364 воздушных судна.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПАО «АЭРОФЛОТ» ПО РСБУ

Финансовая отчётность по итогам четвёртого квартала и двенадцати месяцев 2020 года, подготовленная в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учёта (РСБУ). Результаты по РСБУ представлены на неконсолидированной основе.

Ключевые показатели по РСБУ, млн руб. 

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 оказало беспрецедентное влияние на все сферы мирового рынка, включая гражданскую авиацию. Негативное влияние на экономическую ситуацию в мире оказало своё воздействие и на Российскую Федерацию. Правительством Российской Федерации предприняты меры по оказанию поддержки как компаниям, так и гражданам по обеспечению медицинского обслуживания, социальной и финансовой поддержки. Значимые меры поддержки были приняты и в отношении российских авиакомпаний. Комментарии по финансовым результатам 4 квартала и 12 месяцев 2020 года в стандартах РСБУ:

Негативное влияние распространения пандемии оказало давление на результаты финансово-экономической деятельности ПАО «Аэрофлот». Выручка за двенадцать месяцев составила 229 766 млн руб. и снизилась на 58,4% к аналогичному периоду 2019 года. После катастрофического сокращения объёма авиаперевозок в марте и апреле 2020 года сформировался тренд на сокращение темпа снижения выручки, за 4 квартал выручка снизилась на 59,2% против снижения на 67,4% в 3 квартале и 85,0% во втором квартале 2020 года. Поддержку выручке в этом периоде оказало продолжение восстановления полётной программы в международном сегменте за счёт роста частотности и возобновления полётов по ряду направлений, а также активный рост выручки от сегмента грузовых перевозок (рост на 78% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Объёмы перевозки груза и почты к предыдущему кварталу выросли на 55,6% в четвёртом квартале 2020 года преимущественно за счёт роста грузовых перевозок на МВЛ на 130,7%. Существенный рост отмечен в сегменте перевозки средств индивидуальной защиты, лекарственных препаратов и вакцин на фоне продолжения использования флота для грузовых и грузопассажирских перевозок. При этом давление на удельную выручку на кресло-километр оказало общее снижение спроса на перевозку и, как следствие, снижение пассажирской загрузки за двенадцать месяцев 2020 года несмотря на динамику ставок.

В четвёртом квартале 2020 года сезонное снижение спроса было дополнено «второй волной» коронавирусной инфекции, что сказалось на динамике операционных показателей. При этом продолжилось постепенное восстановление международной полётной программы при корректировке ёмкостей на внутренних линиях в соответствии со спросом, что позволило избежать избыточного предложения и дополнительных расходов: количество выполненных рейсов на международных направлениях выросло на 93,5% к уровню третьего квартала 2020 года при снижении количества выполненных рейсов на внутренних направлениях на 16,2%. В связи с открытием ряда международных направлений рост пассажиропотока на МВЛ составил 55,6 % к уровню третьего квартала.

Себестоимость продаж за двенадцать месяцев 2020 года составила 331 734 млн руб., что на 38,9% ниже показателя за аналогичный период 2019 года. Негативное влияние роста курса валют (среднегодовой курс доллара США в 2020 году по сравнению с 2019 вырос на 11,5 %, евро – на 13,8 %) на себестоимость составило +14,9 млрд рублей. Масштабные меры по оптимизации затрат, принятые менеджментом Компании, проведённая реструктуризация графиков лизинговых платежей и согласование с контрагентами оптимизированных платёжных условий в совокупности с сокращением объёмов работ позволили снизить как постоянные, так и переменные затраты. 

Ограничение объёмов перевозок, а также предпринятые менеджментом меры по сокращению ёмкостей позволили существенно снизить переменные затраты, зависящие от объёма деятельности, в частности, снизились расходы на авиационное топливо на 63,8%, на обслуживание в аэропортах на 54,7%, а также на питание пассажиров на борту на 64,8%. Постоянные производственные затраты также сокращались в результате внедрения дополнительных оптимизационных мер. В связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению коронавирусной инфекции Компания направила на выполнение дополнительных процедур предполётной подготовки, дезинфекции воздушных судов, обеспечение пассажиров средствами индивидуальной защиты порядка 0,8 млрд рублей.

В результате оптимизационных мер Компании удалось обеспечить совокупное сокращение управленческих и коммерческих расходов на 37,2% за двенадцать месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные статьи расходов включают расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, а также затраты на системы бронирования). 

В результате сильнейшего в истории мировой авиации кризиса, практически полной остановки перевозок на международных направлениях во втором и третьем кварталах, проведения противоэпидемических мер в регионах Российской Федерации, которые привели к существенному давлению на спрос во втором-четвёртом кварталах 2020 года, по итогам двенадцати месяцев 2020 года чистый убыток Компании составил 96,5 млрд руб. Оптимизационные инициативы, привлечение дополнительного капитала, меры государственной поддержки позволили обеспечить сохранение квалифицированного персонала и производственной базы ПАО «Аэрофлот», а также обеспечить высокий уровень безопасности полётов в крайне сложной ситуации пандемии. Благодаря оптимизационным инициативам и постепенному восстановлению ёмкостей Компании в строгой увязке со спросом и экономическим эффектом во втором полугодии 2020 года, удалось обеспечить дополнительные доходы, в частности от грузовых перевозок, избежать неоптимальных затрат и таким образом частично сдержать негативное влияние кризисных явлений на финансовый результат года. 

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУПЫ «АЭРОФЛОТ» ПО МСФО

Консолидированная финансовая отчетность за 2020 год, подготовленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 2020 год:

  • выручка снизилась на 55,4% по сравнению прошлым годом, до 302 182 млн руб.;
  • показатель EBITDA составил 26 989 млн руб.;
  • чистый убыток составил 123 208 млн руб.;
  • скорректированный чистый убыток составил 113 135 млн руб.

Комментарий заместителя генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрея Чиханчина:

«По итогам четвертого квартала 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 7,1 млн пассажиров, в том числе 6,3 млн пассажиров на внутренних линиях. Данные объемы перевозок несколько ниже достигнутых в третьем квартале значений, что отражает корректировку емкостей Группы на фоне сезонного снижения спроса и влияния второй волны пандемии. Благодаря положительной динамике и масштабам внутреннего рынка Группа «Аэрофлот» во второй половине года смогла восстановить около половины емкостного предложения, что является лучшим результатом среди европейских авиакомпаний, согласно исследованию аналитического агентства CAPA. Однако, сохранение масштабных ограничений на международные полеты и закрытых границ в связи с пандемией является существенным негативным фактором, продолжающим оказывать определяющее влияние на авиационную отрасль в целом и в частности на Группу «Аэрофлот».

Выручка четвертого квартала 2020 года составила 68,0 млрд рублей, что на 55,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Работа с доходностью рейсов и сохранение акцента на грузовых перевозках позволили немного замедлить падение выручки по сравнению с третьим кварталом, когда оно составляло 60,1%. Продолжалась работа по сокращению расходов, снижение показали все ключевые линии затрат, что помогло сдержать рост убытков.

Чистый убыток по итогам четвертого квартала 2020 года ожидаемо увеличился и составил 43,8 млрд рублей. Это отражает специфику баланса спроса и предложения в низкий сезон, а значит и более низкие доходные ставки, а также ряд единоразовых корректировок, включая обесценение гудвила по авиакомпании «Россия» в связи со снижением прогнозных показателей из-за пандемии. Без учета данных корректировок чистый убыток составил 32,9 млрд рублей. Несмотря на убыток, с учетом всех операционных и экономических сложностей работы авиации в существующих реалиях и в части выполняемой производственной программы операции четвертого квартала финансово эффективны.

Отдельно стоит отметить достижения авиакомпании «Победа», которая во втором полугодии увеличила пассажиропоток на 7,6%. Несмотря на полную остановку деятельности в апреле – мае, а также снижение средних тарифов, направленное на стимулирование спроса, по итогам года компания показала прибыль. «Победа» — уже крупная компания, в ее парке на конец отчетного года находилось 34 самолета. Данный результат с учетом масштабов кризиса, когда вся мировая отрасль понесла убытки в размере 118 млрд долл. США, является исключительно сильным.

В 2020 году Группа «Аэрофлот» обеспечила себя необходимыми ресурсами ликвидности, включая средства от дополнительной эмиссии акций в размере 80 млрд рублей и кредитными линиями, обеспеченными государственными гарантиями на сумму 70 млрд рублей, что позволило исправно исполнять свои обязательства.

Продолжается низкий зимний сезон первого квартала. Отмечаются точечные улучшения по операционным показателям, загрузке и бронированию, однако, в целом ситуация остается крайне тяжелой. В этой связи мы сохраняем консервативный подход к задействованию емкостей в дополнение к их сезонному снижению.

Реализуя антикризисные мероприятия, мы продолжаем смотреть в будущее. Началась трансформация Группы «Аэрофлот»: ведется работа по внутригрупповой передаче флота, дочерние компании открывают рейсы по новым маршрутам. В летнем сезоне авиакомпания «Победа» начинает полеты из нашего главного хаба — московского аэропорта Шереметьево. Все эти действия направлены на долгосрочное повышение эффективности Группы «Аэрофлот», но мы уверены, что данные шаги окажут положительное влияние и на показатели текущего года».

Основные производственные показатели

В 2020 году Группа «Аэрофлот» перевезла 30,2 млн пассажиров, что на 50,3% ниже результата 2019 года. На операционные результаты отчетного периода повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели международных перевозок в результате фактического закрытия международного сообщения в марте. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве.

В третьем и четвертом квартале внутреннее авиасообщение показало значительное восстановление объемных показателей, а в международном сегменте были возобновлены полеты по ряду линий, однако, в целом международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным. В четвертом квартале влияние пандемии на авиакомпании дополнило сезонное снижение спроса.

Основные финансовые показатели

По итогам 2020 года выручка Группы «Аэрофлот» снизилась на 55,4% по сравнению с прошлым годом и составила 302 182 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок снизилась на 59,5% по сравнению с прошлым годом и составила 225 753 млн руб., что связано с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 38,8%, до 26 768 млн руб., по сравнению с прошлым годом, что связано с оперативными действиями Компании по переориентированию части широкофюзеляжного флота для грузовых перевозок, включая перевозки грузов в салонах воздушных судов.

Прочая выручка снизилась на 50,5% по сравнению с прошлым годом, до 31 706 млн руб.

Выручка

Операционные расходы в 2020 году снизились на 36,1% по сравнению с прошлым годом и составили 394 335 млн руб., что обусловлено преимущественно сокращением объемов операционной деятельности – выставленные емкости снизились на 51,6% по сравнению с прошлым годом, а также реализацией инициатив по сокращению постоянных расходов.

Операционные расходы

Расходы на авиационное топливо снизились на 59,4% по сравнению с прошлым годом и составили 77 457 млн руб. на фоне уменьшения объема перевозок и налета часов, а также средней стоимости керосина.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, снизились на 25,7% по сравнению с прошлым годом, до 316 878 млн руб. Ключевым драйвером данного снижения является снижение объема операций, включая практически полную остановку полетов в апреле и мае 2020 года.

  • Расходы на оплату труда снизились на 29,2% по сравнению с прошлым годом, до 65 445 млн руб.
  • Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров снизились на 50,0% по сравнению с прошлым годом и составили 63 623 млн руб. При этом в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению вируса были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов.
  • Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 4,9% по сравнению с прошлым годом, до 29 056 млн руб., что обусловлено уменьшением объемов работ по техническому обслуживанию на фоне сокращения объемов перевозок, что было частично нивелировано увеличением единоразовых выплат при возврате воздушных судов и расходов на ремонты авиационных двигателей перед возвратом, прежде всего в первом и четвертом кварталах 2020 года, а также девальвацией рубля. При этом во втором и третьем кварталах 2020 года данная статья показала снижение на 45,7% и 31,9% соответственно, за счет сокращения переменного компонента, связанного с налетом часов, при сохранении необходимых затрат на поддержание летной годности остановленного флота.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 34,5% по сравнению с прошлым годом, до 20 578 млн руб., за счет дополнительных масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов.

Прочие расходы (нетто) снизились на 47,8% по сравнению с прошлым годом и составили 19 034 млн руб. Снижение обусловлено сокращением расходов на услуги систем бронирования и на продукты для производства бортового питания на фоне снижения объемов перевозок. В данной статье также учитывается доход от полученной субсидии от Правительства Российской Федерации. В четвертом квартале увеличение данной статьи расходов объясняется обесценением гудвила по авиакомпании «Россия».

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины, наибольшая статья расходов, которая в основном не зависит от объемов деятельности, увеличились на 10,1% по сравнению с прошлым годом и составили 119 142 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен, главным образом, переоценкой резерва на ремонты перед возвратом воздушных судов, вызванной ростом курса доллара США в течение 2020 года по сравнению с прошлым годом.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 26 989 млн руб.

Неоперационные прибыли и убытки

Финансовые доходы в 2020 году снизились на 10,0% по сравнению с прошлым годом, до 4 938 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных доходов по депозитам в результате снижения процентных ставок на рынке.

Финансовые расходы снизились на 9,2% по сравнению с прошлым годом, до 47 252 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения процентных ставок, а также обязательств по аренде в валюте платежей.

Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 13 254 млн руб. Данная сумма включает часть переоценки лизинговых обязательств в размере 7 237 млн руб. Девальвация рубля в течение отчетного периода привела к переоценке долгового портфеля и в связи со снижением выручки, получаемой Группой в валюте, в соответствии с применяемыми учетными принципами часть данной переоценки отражается в отчете о прибылях и убытках.

Чистый убыток Группы «Аэрофлот» за 2020 год составил 123 208 млн руб.

Долговая нагрузка

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2020 года увеличился на 31,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2019 года и составил 751 934 млн руб. Рост долговой нагрузки связан, в первую очередь, с переоценкой лизинговых обязательств на отчетную дату в результате девальвации рубля на 19,3% (по отношению к доллару США) с начала года, а также с привлечением новых кредитов для создания резерва ликвидности и для финансирования текущей деятельности на фоне значительного снижения фактических и ожидаемых доходов. Увеличение денежных средств на конец 2020 года до уровня 93,8 млрд руб. обеспечено преимущественно привлечением 80 млрд руб. в результате размещения акций среди широкого круга инвесторов в октябре отчетного года.

[1] Скорректированная чистая прибыль не учитывает обесценение гудвила авиакомпании «Россия», выбытие дочерних компаний, прочие единоразовые эффекты.