Итоги деятельности Росавиации в 2020 году
В 2020 году масштабным вызовом для мировой и отечественной экономики и общества, стало распространение новой коронавирусной инфекции. Сокращение внешнего и внутреннего спроса на товары и услуги, закрытие границ и снижение производственной активности компаний оказали существенное влияние на производственную деятельность авиатранспортного комплекса. Упал спрос на авиаперевозки, пассажиры при возможности отказывались от полетов.
Предприятия отрасли были поставлены в условия, когда производственная деятельность просто останавливалась. В пиковый период пандемии (в апреле, мае и июне 2020 года) падение объема авиаперевозок составляло более 90%. В целом по году российскими авиакомпаниями было перевезено 69,2 млн пассажиров (падение по сравнению с 2019 годом на 46%), в том числе на международных линиях – 13,0 млн (падение на 76%), на внутренних – 56,2 млн (падение на 23%).
За 2020 год в воздушном пространстве Российской Федерации обслужено порядка 1,3 млн полёта воздушных судов. Снижение по сравнению с 2019 годом составило почти 29%.
С начала 2020 года Правительство Российской Федерации приступило к формированию и реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. В эту работу непосредственно включилась Росавиация. В рамках данного плана были предусмотрены секторальные меры поддержки, такие как предоставление дополнительных субсидий авиакомпаниям и аэропортам, мероприятия по сокращению регуляторных издержек, а также реализация крупных инвестиционных проектов.
Принят комплекс системных мер государственной поддержки финансового характера, включая льготные кредиты, отсрочки налоговых и страховых платежей, а также нормативного, инвестиционного, административного характера для стабилизации ситуации в пострадавших отраслях.
При непосредственном участии Росавиации отработаны и приняты постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении в 2020 году субсидий российским авиакомпаниям и аэропортам на частичную компенсацию расходов.
На поддержку авиакомпаний был выделен почти 21 млрд рублей. 46 российских авиакомпаний получили субсидии.
На поддержку аэропортов было предусмотрено 10,6 млрд рублей. 108 аэропортов получили субсидии.
Основными направлениями компенсируемых авиакомпаниями и аэропортами расходов были расходы на оплату труда персонала (авиакомпании направили 17,2 млрд рублей (82%), аэропорты направили 9,1 млрд рублей (85,6%)). Об эффективности указанных мер поддержки можно судить по сохранению штатной численности персонала авиакомпаний и аэропортов на уровне не ниже 90% от численности таких работников на 1 января 2020 г.
По данным профсоюза летного состава России численность пилотов в Российской Федерации на 01 января 2020 г. составляла 14 800 человек, на 01 января 2021 г. составила 14 600 человек, то есть численность сократилась всего на 200 человек, в то время, как в целом в мире произошло сокращение более чем 50 000 пилотов при численности на начало 2020 года примерно 400 тысяч человек.
Для обеспечения ликвидности авиакомпаний в период введения ограничений и снижения пассажиропотока Правительством Российской Федерации издано постановление от 06 июля 2020 г. № 991, которое позволило авиакомпаниям осуществлять вынужденный возврат средств за билеты не в денежной форме, а в виде эквивалента (сертификатами на последующие поездки) в случае, если пассажир отказывается от перевозки по причине распространения инфекции.
Ограничения на поездки стали неизбежной реальностью пандемии. Более 140 государств ввели ограничения на поездки (от требований соблюдения карантина и частичных запретов на поездки до полного закрытия границ). Десятки тысяч российских граждан, находящихся в других странах, столкнулись с невозможностью вернуться на Родину.
Это был период принятия сложных и ответственных решений, который научил нас противостоять вызовам и работать сплоченной командой, быстро реагировать на изменения, быть гибкими и еще более эффективными.
Говоря о «сплоченной команде», следует напомнить о вывозных рейсах. Организована целая кампания по возвращению российских граждан с территории иностранных государств по международному авиасообщению из-за COVID-19. Было организовано более 550 вывозных рейсов из 38 стран, на которых перевезено более 312 тыс. российских граждан и граждан других государств.
В ежедневном режиме во взаимодействии с Правительственным оперативным штабом велась работа сотрудниками Росавиации, Минкомсвязи России, МИД России, Роспотребнадзора, Ростуризма, и главами российских регионов с отечественными и иностранными авиакомпаниями, авиационными властями других государств и загранучреждениями МИД России. И несмотря на то, что вирус также затронул специалистов этих организаций – кого в легкой, кого в тяжелой форме – работа продолжалась без перерывов.
В программе вывозных рейсов приняли участие 12 российских авиакомпаний («Аэрофлот», «Россия», «Аврора», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Азур Эйр», «ЮТэйр», «Роял Флайт», «Якутия», «ИрАэро», «Нордавиа», «Икар»). Их зарубежные партнеры «Белавиа», «Qatar Airways», «Air Serbia» и другие также оказали помощь нашим гражданам по возвращению домой.
Высоко оцениваю работу российских авиакомпаний, которые в сложных условиях выстроили взаимное сотрудничество и оперативно включились в эту работу. Вывозные рейсы были организованы из самых разных географических точек – от Филиппин и Мальдив до Занзибара и Перу. Особенно следует отметить вывозные рейсы из пунктов, куда российские авиакомпании ранее не выполняли полеты. Речь идет о рейсах в страны Латинской Америки: Бразилии, Аргентины, Чили и Перу. Кроме того, это рейсы в страны Африки. Один из них длился более трех суток, посадки и взлеты совершались в Танзании, Либерии, Гане, Камеруне, Уганде и Кении.
Сложным был также рейс в Мьянму и Непал, аэропорт которого включен в неофициальный список самых сложных аэропортов мира. Накануне вылета с целью подготовки к полету Авиационный учебный и научно-исследовательский центр Boeing в Сколково предоставил авиакомпании Роял Флайт тренажер для летных экипажей авиакомпании.
Запомнился рейс из Филиппин, когда пассажиров пришлось собирать по островам архипелага. В короткие сроки авиакомпании «Якутия» удалось подготовить экипажи и выполнить рейс в Манилу, а Посольству Российской Федерации собрать пассажиров в одной точке для вылета в Россию. И все это в условиях ограничений на перемещения внутри страны и карантин.
Еще одной важной задачей, которую удалось решить в мае 2020 года – оперативная эвакуация авиакомпанией Якутия вахтовых работников из Чаяндинского углеводородного месторождения из-за крупной вспышки коронавируса. Авиакомпания совершила 70 рейсов, задействовав весь свой флот, и перевезла более 7 тысяч человек в 32 разных пункта назначения.
Правительством Российской Федерации было принято решение о предоставлении авиакомпаниям субсидий на возмещение затрат, понесенных при вывозе граждан из иностранных государств (постановление от 09.04.2020 № 466). Всего было подано 24 заявки на сумму 0,58 млрд рублей, положительные решения приняты по всем заявкам.
Прошлый год принес нашей отрасли большой урон, но как и каждый кризис, дал нам возможности проявить себя и начать искать новые пути для дальнейшего эффективного развития.
Новые вызовы внесли корректировки в привычные модели бизнеса. Так, 12 пассажирских авиакомпаний (включая «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Северный ветер», «Авиакомпания «Россия», «АЗУР эйр», «Авиакомпания «ИКАР», «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ») дополнительно ввели перевозку грузов в пассажирской кабине.
Это способствовало своевременной доставке гуманитарных грузов, медицинского оборудования, лекарств, комплектующих, масок и иных товаров первой необходимости. Данные меры позволили также поддержать операционную деятельность авиакомпаний в сложный для отрасли период. Росавиацией оперативно осуществлялось оформление документов по переоборудованию воздушных судов.
Примером объединения отрасли было решение «Госкорпорация по ОрВД» о снижении на 50% сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов на внутренних полетах с 17 марта по 30 ноября 2020 года, и бессрочно практически до 0 на полеты в Дальневосточном федеральном округе, несмотря на снижение собственных доходов.
Разработанные Росавиацией совместно с Роспотребнадзором Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений позволили организовать работу авиакомпаний и аэропортов в условиях быстроменяющейся ситуации с инфекцией. Была предложена трехуровневая система с разделением требований к пассажирам и экипажу, исходя из инфекционной ситуации в каждом регионе.
С августа 2020 началось частичное восстановление международных полетов. В настоящее время международное регулярное авиасообщение восстановлено только с 24 государствами (Азербайджан, Армения, Беларусь, Великобритания (введены временные ограничения на выполнения полетов до 16 марта 2021 года), Вьетнам, Греция, Египет, Индия, Казахстан, Катар, Киргизия, Корея, Куба, Мальдивы, ОАЭ, Сербия, Сейшельские острова, Сингапур, Танзания, Турция, Финляндия, Швейцария, Эфиопия и Япония). При этом между Россией и данными государствами авиасообщение в основном восстановлено только между столицами с ограничениями по количеству рейсов в неделю.
В условиях ограничений на выполнение международных перевозок летом 2020 популярность российских курортов кратно выросла.
Во время летнего сезона пассажиропоток некоторых аэропортов восстановился настолько быстрыми темпами, что в итоге превысил показатели 2019 года. Это касается, в первую очередь, южного направления: г. Сочи (прирост в 13% в июле 2020 года относительно июля 2019), г. Анапа (прирост в 35%), г. Симферополь (прирост на 5,5%), г. Нальчик (прирост в 2 раза).
В рамках развития внутреннего туризма рост объема перевозок в 2020 году отмечен и в других аэропортах Российской Федерации, например в г. Горно-Алтайске (прирост +68%), г. Курске (прирост +53%), г. Брянске (прирост +27%), г. Калининграде (прирост почти +7%), г. Ярославле (прирост +51%) и других, что можно связать с ростом внутреннего туризма.
Хотел бы поблагодарить наших коллег из Ростуризма, которые в текущих кризисных условиях подготовили для жителей нашей страны предложения по развитию внутреннего туризма. В прошлом году туроператоры совместно с Ростуризмом впервые предложили чартерные программы в российские регионы. И это не только уже опробованные направления на Байкал, в Крым и Краснодар, которые традиционно интересуют российских отдыхающих. Появились чартерные программы на Алтай, в Ставрополье, на Кавказский хребет, в среднюю полосу и предгорья Урала. И это стало дополнительным стимулом для поддержания наших авиакомпаний, ряд из которых впервые начали осуществлять чартерные полеты на внутрироссийских направлениях.
В сентябре 2020 года в своем докладе ИАТА отмечала, что внутренние перевозки в Российской Федерации показали значительно более высокие темпы восстановления, чем в Китае, Японии, США и Австралии. Например, в июле 2020 года пассажиропоток на внутренних воздушных линиях в России составил 83,9 % к июлю 2019, в августе – уже 105,7%, в сентябре – 106,8% от аналогичного периода прошлого года.
В целом же, объем внутренних перевозок в 2020 году, за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправления которых является г. Москва, составил 18,2 млн пассажиров, что всего на 1 млн человек меньше, чем в 2019 году.
Значительного сокращения пассажирских перевозок удалось избежать, во многом благодаря программам субсидирования, реализуемыми Росавиацией.
Совокупный бюджет программ в 2020 году с учетом секвестирования составил 14,5 млрд рублей. Количество перевезенных пассажиров составило более 2,8 млн пассажиров.
В перечень субсидируемых в 2020 году по постановлению Правительства Российской Федерации № 1242 включены 389 региональных маршрутов.
Полеты выполнялись 23 авиакомпаниями: АО «Авиакомпания «Ангара», АО «Авиакомпания «Якутия», АО «Авиакомпания АЗИМУТ», АО «Авиационная транспортная компания «Ямал», АО «ЮВТ АЭРО», АО «Авиакомпания «НордСтар», ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», АО Авиационная компания «РусЛайн», ООО «Аэросервис», АО «Авиакомпания «Сибирь», ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», АО «Вологодское авиационное предприятие», ООО «Сибирская Легкая Авиация», АО Авиакомпания «ИрАэро», АО «Авиакомпания «Аврора», АО «КрасАвиа», АО «Костромское авиапредприятие», ЗАО «ЮТэйр», ООО «Авиапредприятие «Северсталь», АО «Нордавиа», АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», АО «Авиакомпания «АЛРОСА», АО «Ред Вингс».
В 2020 году размер субсидии составил 8,13 млрд рублей, перевезено более 2 млн пассажиров.
В утвержденный перечень маршрутов по постановлению Правительства Российской Федерации № 215 включены 134 маршрута из них:
- 102 маршрута с Дальнего Востока и в обратном направлении;
- 25 маршрутов в г. Симферополь;
- 7 маршрутов из г. Калининграда.
Полеты выполнялись 13 авиакомпаниями: ПАО «Аэрофлот», АО «Авиакомпания «Сибирь», АО «Авиакомпания «Якутия», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», АО «Авиакомпания АЗИМУТ», ООО «Авиакомпания «Икар», ООО «Северный ветер», АО «Ред Вингс», АО «Нордавиа», АО «Авиакомпания «НордСтар», АО Авиакомпания «ИрАэро», АО «Авиакомпания АЛРОСА». По итогам года перевезено более 753 тыс. пассажиров.
Показатели государственной программы «Развитие транспортной системы» и федерального проекта, характеризующие авиационные перевозки, достигнуты:
- авиационная подвижность населения – 0,47 полетов на 1 чел. в год (план –0,40 полетов на 1 чел. в год);
- рост объема перевозок по маршрутам, минуя Москву – 18,2 млн пассажиров (план – 9 млн пассажиров);
- доля межрегиональных регулярных пассажирских авиационных рейсов (маршрутов), минуя Москву, на уровне 45,6% (план – 42 %) от общего количества внутренних регулярных маршрутов.
По программе субсидирования лизинговых платежей за воздушные суда (постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1212) были направлены более 766 млн рублей бюджетных средств на субсидирование платежей по 9 самолетам (3 ед. Суперджет, 4 ед. L-410, 2 ед. ТВС-2МС) с получателями субсидий «Азимут», «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», «Аэросервис», «Сибирская легкая авиация», «Авиация Колымы».
Решение задачи по развитию региональных авиаперевозок и обеспечению потребности в авиаперевозках пассажиров на социально значимых маршрутах в 2020 году также обеспечивалось через субсидирование федеральных казенных предприятий, созданных на базе аэропортов регионального и местного значения в районах Дальнего Востока, Арктики, Крайнего Севера, где авиация преимущественно является безальтернативным видом транспорта.
В настоящее время в составе 7 ФКП («Аэропорты Севера», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорт Амдерма», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорт Кызыл») обеспечивается текущее содержание и развитие 81 местного аэропорта и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На реализацию мероприятия объем предоставленной субсидии в 2020 году составил более 4,6 млрд рублей (100,0% от плана).
Помимо перечисленных выше программ субсидирования в 2020 году можно отметить субсидии (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 1665) авиационным организациям, оказывающим аэропортовое и наземное обеспечение, которым возмещались недополученные доходы от полетов воздушных судов государственной авиации (МВД России, ФСБ России, Росгвардия, Минобороны России, МЧС России, ФСО России). Аэропорты получили средства в размере 1,13 млрд рублей и в условиях падения объемов перевозок 2020 года эта помощь также добавила оборотные средства на производственную деятельность организаций.
В 2020 году Росавиацией поставлен рекорд по объему предоставленных субсидий организациям воздушного транспорта. С учетом коронавирусной поддержки расходы по данному направлению составили 54,8 млрд рублей и выполнены на 99,5% от плана (план 2020 года - 55,1 млрд рублей). Для сравнения в 2019 году на программы субсидирования были направлены 21,9 млрд рублей, кассовое исполнение составляло 88,2% от плана (план 2019 года – 24,8 млрд рублей). В целом бюджет Росавиации за 2020 год выполнен на 86,03 млрд рублей или 99% от плана (в 2019 года – 46,02 млрд рублей или 77,2% от плана 59,62 млрд рублей).
По итогам 2019 года аудиторами Счетной палаты Российской Федерации были высказаны замечания в связи с низким исполнением плана. Выстроенное взаимодействие с курирующим аудитором Счетной палаты – Валерием Николаевичем Богомоловым позволило более объективно подойти к прогнозированию результатов освоения бюджетных средств и скорректировать подходы к реализации проектов.
Несмотря на сложности 2020 года продолжались работы по реализации инвестиционных проектов, в том числе Комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
В 2020 году:
- введены в эксплуатацию после реконструкции три взлетно-посадочные полосы (в аэропортах г. Хабаровска, п. Оссоры и с опережением плана на Соловецком архипелаге);
- была завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Зея, Амурской области, куда не выполнялись полеты на самолетах 10 лет;
- введены в эксплуатацию объекты аэропортовой инфраструктуры в трех аэропортах (г. Норильске, г. Челябинске и с опережением плана в г. Минеральных Водах);
- смонтированы модульные АВК в аэропортах Диксон и Тура;
- завершена работа по дооборудованию аэропорта г. Саратова (Гагарин) до требований II категории посадки ИКАО.
За счет внебюджетных источников построены и введены в эксплуатацию аэродромный комплекс в аэропорту г. Тобольска, аэровокзальные комплексы в аэропортах г. Москвы (Шереметьево, терминал С), г. Череповца, г. Уфы, г. Петрозаводска, осуществлена замена светосигнального оборудования в аэропорту Северо-Енисейска, проведена полная реконструкция и введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса № 1 в аэропорту Шереметьево.
Продолжались работы на приоритетных направлениях - реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры 29 аэропортов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны (г. Благовещенска, г. Якутска, г. Хабаровска, г. Улан-Удэ, г. Норильска, г. Магадана, г. Среднеколымска, п. Оссоры, г. Зеи, с. Бомнака, п. Амдермы, г. Олекминска, с. Жиганска, с. Верхневилюйска, г. Вилюйска, г. Нерюнгри, г. Певека, пгт Сеймчана, и разработка проектной документации на реконструкцию аэропортов п. Провидения (Бухта Провидения), с. Маркова, с. Лаврентия, г. Полярного, г. Тынды, пгт Усть-Неры, с. Магана, п. Херпучи, Охотска, Беринговского, г. Читы).
Кроме того велись работы по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах г. Москвы (Домодедово, Шереметьево), г. Екатеринбурга, г. Перми, г. Братска, г. Томска, г. Новосибирска, г. Великого Устюга, на Соловецком архипелаге.
К сожалению, в 2020 году были допущены отставания по реконструкции аэропортов в г. Магадане, г. Братске, г. Томске, г. Перми, г. Благовещенске и г. Певеке. Это в основном, связано с некачественной работой подрядных организаций, нарушением ими графиков выполнения работ и несвоевременным представлением ими исполнительной документации. Коронавирусные ограничения привели к сложности привлечения к работам на объектах иностранных специалистов в Певеке.
В 2020 году продолжались работы по модернизации и поддержанию эксплуатационной готовности технических средств и систем объектов ЕС ОрВД.
Завершены работы по созданию и вводу в эксплуатацию Укрупненного Якутского центра ЕС ОрВД, включающие выполнение работ по строительству нового технологического здания и оснащению АС районного и аэродромного центров обслуживания воздушного движения.
Продолжается создание Санкт-Петербургского укрупнённого центра ЕС ОрВД. Ввод его в эксплуатацию планируется в 2021 году и станет итогом многолетней работы по формированию 14 укрупненных центров ЕС ОрВД России.
В 2020 году 6 аэродромов оснащены многопозиционными системами наблюдения: г. Краснодар (Пашковский), г. Владивосток (Кневичи), г. Челябинск (Баландино), г. Саратов (Гагарин), г. Хабаровск (Новый), г. Ростов-на-Дону (Платов). Для контроля за наземной обстановкой все вышеуказанные аэропорты оснащены автоматизированными комплексами контроля наземного движения. Выполнены работы по оснащению радиолокаторами обзора летного поля (РЛС ОЛП) аэропортов г. Владивостока, г. Екатеринбурга, г. Саратова.
Кроме того, в 2020 году начаты работы по созданию резервной АС ОрВД для Московского центра автоматизированного управления воздушным движением и оснащению КДП аэродромов Шереметьево, Домодедово и Внуково комплексами средств автоматизации УВД из состава резервной АС ОрВД для МЦ АУВД со сроком завершения работ в 2023 году.
За отчетный период построен и введен в эксплуатацию новый высокий КДП в аэропорту г. Липецка, оснащены современными комплексами технических средств автоматизированного управления воздушным движением аэропорты г. Екатеринбурга и г. Калининграда. Продолжается строительство новых высоких КДП в Петрозаводске, Симферополе и Бельбеке.
В соответствии с поручением Правительственной комиссии по транспорту с 3 декабря 2020 г. начаты полёты в условиях новой структуры воздушного пространства Московской и смежных с ней зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Работа по уточнению отдельных элементов и параметров новой структуры воздушного пространства организована Росавиацией на постоянной основе, создана рабочая группа, в которую входят специалисты Росавиации, «Госкорпорации по ОрВД» и «ГосНИИ ГА», эксплуатанты гражданской авиации, представители государственной и экспериментальной авиации, а также от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, ФСБ России, ФСО России).
Возрождается санитарная авиация.
В 2020 год санитарной авиацией Российской Федерации выполнено 10 тысяч 531 вылет, эвакуировано 14 тысяч 034 пациента, среди которых 2 тысячи 194 ребенка, в том числе 772 в возрасте до 1 года.
Реализацию мероприятий по обеспечению своевременного оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации планируется продолжать осуществлять в 2021 году.
Росавиацией в соответствии с положением и федеральными авиационными правилами оказывается 38 государственных услуг, в том числе по выдаче разрешений, государственной регистрации, аккредитации, аттестации и сертификации.
Всего на 1 января 2021 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано 8 тысяч 930 пилотируемых воздушных судов, а также 2 беспилотных воздушных судна (российского производства) с максимальной взлетной массой 45 кг.
Росавиация считает целесообразным продолжить работу по стимулированию регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
В качестве завершающего этапа предлагается внести соответствующие изменения в статью 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (пункт 1.1.), исключив возможность регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства со вступлением в силу, например с 1 января 2023 года.
В 2020 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 Росавиацией создана и введена в эксплуатацию система учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг. На 1 января текущего года на учет поставлено более 26 тысяч беспилотных воздушных судов с массой менее 30 кг.
Начиная с 29.12.2020, предоставление государственной услуги по учету беспилотных воздушных судов реализовано Росавиацией в электронном виде. Росавиация может предоставлять ее заявителям без посещения ведомства путем подачи заявки и получения результата через Единый портал государственных услуг или на своем сайте.
Перевод данной услуги в электронной вид выполнен в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Безопасность полетов была и остается одним из важнейших приоритетов в деятельности Росавиации и ее территориальных органов. В 2020 году при выполнении регулярных и нерегулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров на самолетах в России не погиб ни один пассажир и ни один член экипажа.
По результатам проведенных проверок по программе SAFA общий коэффициент риска (RATIO) по всем российским эксплуатантам в 2020 году составил 0,54 (при пороговом значении данного коэффициента, предусматривающим принятие уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующих профилактических мер, в 2 единицы и выше). Еврокомиссия в очередной раз положительно оценила состояние значения общего коэффициента риска как «стабильно низкое». На данный момент ни одна российская авиакомпания не рассматривается для включения в так называемый «черный список» ненадлежащих перевозчиков, устанавливающий ограничение на выполнение полетов в аэропорты государств-участников программы SAFA.
С целью поддержки функционирования систем управления безопасностью полетов Росавиацией разработано более 150 рекомендаций по безопасности полетов, которые были включены в 12 тематических информаций по безопасности полетов и 20 приказов по результатам расследований 36 авиационных происшествий.
Основными факторами опасности, приведшими к авиационным происшествиям в 2020 году явились ошибки и нарушения в деятельности персонала авиатранспортной системы, а также отказы авиационной техники:
1. Неудовлетворительное содержание летного поля. Авария самолета В737 «Авиакомпании «ЮТэйр» в аэропорту Усинск вследствие посадки до ВПП и столкновения со снежным бруствером. Авария явилась следствием как ошибок со стороны экипажа самолета, так и неудовлетворительного содержания аэродрома. По результатам расследования этой аварии также отмечено, что оператор аэродрома Усинск не устранил замечания Росавиации по зимнему содержанию аэродрома, выявленные при проверке более чем за 2 недели до аварии;
2. Ошибки в технике пилотирования при посадке. Авария самолета А-321 авиакомпании «Северный ветер», происшедшая 10.01.2020 в аэропорту Анталья вследствие грубой посадки с опережением на переднюю опору шасси.
3. Столкновение с землей в управляемом полете. Катастрофа вертолета Ми-8АМТ «Авиакомпании «СКОЛ», на аэродроме Сабетта с гибелью 2 человек вследствие выполнения посадки в условиях ограниченной видимости, не соответствующих правилам визуальных полетов.
4. Отказы авиационной техники. Требует особого внимания эксплуатация парка самолетов, разработчиком которых является украинское предприятие «Антонов». С украинской стороны сопровождение самолетов типа «Ан», эксплуатирующихся российскими авиакомпаниями, фактически свернуто, что может влиять на безопасность полетов. 3 августа 2020 года в Республике Мали при выполнении полета по заданию миссии ООН произошла авария самолета Ан-74 ЗАО «ЮТэйр», связанная с обесточиванием самолета в полете, а также 13 ноября 2020 года произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом Ан-124 «Авиакомпании Волга-Днепр» – после взлета нелокализованное разрушение двигателя № 2 из-за производственного дефекта при изготовлении диска вентилятора. Отмечается значительная роль «Авиарегистра России» в оперативном исследовании причин разрушения диска. При реализации профилактических мероприятий проведена проверка всех 53 двигателей Д-18Т, эксплуатирующихся в «Авиакомпании Волга-Днепр», по результатам которой на 27 дисках вентиляторов обнаружены «подрезки» в пазах дисков, аналогичные производственному дефекту, приведшему к серьезному авиационному инциденту.
Проблемным вопросом остается недостаточная исправность и надежность самолетов RRJ-95, несмотря на то, что данный тип эксплуатируется уже около 10 лет. В целях обобщения опыта эксплуатации ВС RRJ-95, в апреле 2021 года запланировано проведение очередной летно-технической конференции.
В ходе проведенных в 2020 году специальных исследований выявлены конструктивные недостатки трансмиссии вертолетов типа Ми-8, вследствие которых может происходить рассоединение трансмиссии рулевого винта с потерей управления вертолетом. В ноябре 2019 года это способствовало серьезному инциденту с вертолетом Ми-8АМТ авиакомпании «Ямал».
В 2020 году произошел ряд опасных сближений, что потребовало издания приказа Росавиации от 30 октября 2020 г. № 1354-П «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности полётов при обслуживании воздушного движения», предусматривающего персональное участие руководства «Госкорпорация по ОрВД» в комиссии по расследованию авиационных событий, связанных с нарушением установленных интервалов эшелонирования.
Росавиацией продолжено осуществление контроля реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности операций на ВПП, включая внедрение системы управления безопасностью полетов операторами сертифицированных аэродромов.
Согласно директивным письмам Росавиации организована и проведена подготовка организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний и весенне-летние периоды. В рамках данной работы проведены организационные и практические мероприятия, а также инструктивно-методические совещания. Проведенные мероприятия позволили обеспечить регулярность и безопасность полетов в сложных метеорологических условиях – низкие температуры наружного воздуха, интенсивные осадки, в том числе в виде ледяного дождя, наземное обледенение ВС, межсезонное размокание и подтопление объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
По поручению Росавиации в аэропортах Российской Федерации продолжено проведение тренировок по эвакуации с летного поля воздушных судов, потерявших способность двигаться. В рамках этой работы организовано взаимодействие Росавиации с администрациями субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся аэропорты международного и федерального значения.
Дополнительными мерами, направленными на снижение рисков для безопасности полетов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами, является оказанное содействие операторам аэродромов с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов, связанных с выявлением и ликвидацией незаконных полигонов бытовых отходов.
Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в 2020 году была проведена работа по установлению приаэродромных территорий.
По состоянию на март 2021 года Росавиацией приняты решения об установлении приаэродромных территорий в отношении 167 из 200 аэродромов гражданской авиации. Все решения приняты с 1 по 7 подзоны, за исключением аэродромов Московского авиаузла (установлены в составе с 1 по 6 подзоны).
Не установлены приаэродромные территории в отношении 33 аэродромов, из которых в отношении 10 аэродромов (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Мурманск, Хатанга, Соболево, Никольское, Манилы, Оссора, Сочи) имеются разногласия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Основная причина разногласий – это конфликт между операторами аэропортов и застройщиками на наличие ограничений на развитие населенных пунктов в границах 7 подзоны и полигонов твердых коммунальных отходов в границах 6 подзоны.
Росавиацией совместно с Правительством Российской Федерации, Минтрансом России, субъектами Российской Федерации, операторами аэродромов и Роспотребнадзором проводятся работы по решению имеющихся разногласий, созданию унифицированной методики расчета границ 7 подзоны.
Необходимо обеспечить баланс интересов операторов аэропортов, безопасности полетов, градостроительной деятельности и благополучия граждан в приаэродромной территории.
В 2020 году проведена большая работа по совершенствованию воздушного законодательства, регулирующего вопросы подготовки и выполнения полетов, коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, допуска к эксплуатации легких и сверхлегких воздушных судов.
В отношении функционирования Единой системы авиационно-космического поиска и спасания.
В 2020 году в Российской Федерации проведено 39 поисково-спасательных операций (работ), в ходе которых спасено 66 человек (обнаружено погибшими – 19 человек). Росавиацией было успешно организовано поисково-спасательное обеспечение двух запусков транспортных пилотируемых кораблей «Союз МС». Были обеспечены в поисково-спасательном отношении три приземления спускаемых аппаратов ТПК «Союз МС» во взаимодействии с Минобороны России, МЧС России, Роскосмосом.
В настоящее время Росавиацией проводится работа по передаче функций федеральных государственных учреждений поиска и спасания в введение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Об авиационной и транспортной безопасности.
За 2020 год в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств поступило 427 сообщений об угрозах совершения актов незаконного вмешательства. В этот же период службами авиационной безопасности аэропортов было выявлено и пресечено 5 попыток несанкционированного проникновения на объекты гражданской авиации, а также 47 тысяч 223 попытки проноса пассажирами предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.
5 октября 2020 года издано постановление Правительства Российской Федерации № 1603, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов (территорий), для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию.
К данной категории объектов, относятся, в том числе вертодромы и посадочные площадки, используемые только легкими и (или) сверхлегкими воздушными судами.
В настоящее время Минтрансом России создана межведомственная рабочая группа, результатом работы которой должна быть переработка постановления № 1603, и соответственно установление приемлемых требований по обеспечению транспортной безопасности для вертодромов и посадочных площадок, без снижения уровня их защищенности.
В области управления федеральным имуществом одним из значимым событий 2020 года была передача в собственность Магаданской области находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан», что позволит привлечь в аэропорт до конца 2023 года порядка 4,8 млрд рублей внебюджетных инвестиций.
В конце 2020 года совершили первые вылеты самолет МС-21
с отечественным двигателем ПД-14 и самолет региональной авиации Ил-114-300.
Были завершены работы по сертификации вертолета Ми-38-2, Ми-171А2, новейшего отечественного двигателя ПД-14. Продолжается сертификация самолетов МС-21 и Ил-114-300, вертолета Ка-62, а также модификаций самолета RRJ-95, вертолетов Ми-38-2, Ми-171А2 и Ансат, двигателей ПД-14 и ВК-2500. Были расширены эксплуатационные характеристики в части высоких и низких температур вертолётов Ми-38-2 и Ми-171А2, Ансат, одобрена первая пассажирская модификация вертолёта Ми-38-2.
Начата работа по пилотным проектам по сертификации отечественных беспилотных авиационных систем «Орион» и VRT-300, R-2200.
В учебных заведениях гражданской авиации обучается около 26 тыс. человек по программам высшего и среднего профессионального образования. Современное оснащение ВУЗов гражданской авиации и их филиалов, мобилизация персонала и готовность отвечать вызовам времени позволили в 2020 году без сбоев осуществить прием документов и провести приемные кампании в дистанционном режиме. Дистанционно прошли выпускные экзамены и защиты квалификационных работ.
В режиме «удаленки» осуществлялось и обучение. Но это только теоретические задания, а летная практика была выполнена традиционными методами. Ни один тренажер не заменит практические навыки, приобретенные в ходе летной подготовки.
Также в период действия ограничений авиационные учебные центры реализовали и продолжают выполнять программы периодической теоретической и тренажерной подготовки специалистов авиационного персонала, необходимые для допуска членов экипажей ВС в полетам, что обеспечивает непрерывную и безопасную работу отрасли. В настоящее время в 30 субъектах Российской Федерации подготовку специалистов авиационного персонала осуществляют 82 авиационных учебных центра и 59 филиалов.
К сожалению, в 2020 году спад коммерческих авиаперевозок также негативно отразился на показателе трудоустройства выпускников. Показатель трудоустройства выпускников-пилотов, который в предыдущие годы составлял до 80%, уменьшился в 2020 году до 17%.
Вопрос сокращения программы подготовки авиационных специалистов не рассматривается. Выпуск пилотов по программам высшего и среднего профессионального образования составил 723 человека.
Росавиацией совместно с Минпросвещения России проработан вопрос увеличения контрольных цифр приема на 40 мест для подготовки коммерческих пилотов вертолетов в рамках программ среднего профессионального образования в Якутском и Хабаровском филиалах Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Решается вопрос по налету курсантов Омского летно-технического колледжа имени Ляпидевского. На сегодняшний день полностью ликвидирована задолженность по выпуску курсантов за 2019 год, задолженность по выпуску курсантов 2020 года снижена с 98 человек до 85 человек. До конца 2021 года планируется полностью погасить задолженность по выпуску курсантов 2020 года и 2021 года выпуска. Этот вопрос находится на контроле в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
На протяжении ряда лет подготовка летных специалистов осуществляется в условиях хронического бюджетного недофинансирования. Подготовка коммерческих пилотов является одной из самых капиталоемких в системе транспортного образования, однако по размеру доводимых до образовательных организаций гражданской авиации бюджетных средств фактически приравнена к инженерным специальностям.
Ежегодный дефицит бюджетных ассигнований на летную подготовку коммерческих пилотов ежегодно составляет более 3 млрд рублей.
Сохраняется низкий уровень оплаты труда летно-инструкторского и инженерно-технического персонала летных учебных заведений; недостаточное финансирование мероприятий по поддержанию летной годности учебных воздушных судов и их техническому обслуживанию.
Росавиацией на протяжении длительного периода при формировании проектов федерального бюджета направлялись предложения в Минфин России и в Минобрнауки России. Постоянно ведется работа с ведомствами по включению в нормативные затраты расходов, учитывающих отраслевую специфику, и выделению дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию образовательных программ подготовки летных специалистов.
По итогам формирования федерального бюджета на 2021-2023 годы Росавиации выделены бюджетные ассигнования только на реализацию программ высшего образования, но, к сожалению, не в полном объеме. Ввиду того, что предусмотренные бюджетом ассигнования не решат в должной степени существующие проблемы реализации летной практики работа по данному направлению продолжится в 2021 году. (дополнительные бюджетные ассигнований выделены на проведение летной практики в объеме 700 000,0 тыс. рублей из 1 503 830,1 тыс. рублей в рамках высшего образования, объемы финансирования летной практики в рамках среднего профессионального образования остались на прежнем уровне).
Уважаемые участники Коллегии.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на совещании по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок 13 мая 2020 года отметил, что «наша общая задача – обеспечить надёжное, качественное и безопасное авиасообщение в России. При этом важно, чтобы отрасль видела перспективы развития, своего дальнейшего роста. Любые действия по поддержке тех или иных отраслей должны исходить из понятной долгосрочной модели их работы».
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены основные стратегические направления. В 2020 году был разработан Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, определяющий стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по реализации национальных целей развития на ближайшие 10 лет.
Также в 2020 году Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике (Указ от 05.03.2020 № 164) и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (Указ от 26.10.2020 № 645). До 2024 года федеральным проектом «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» предусмотрено финансирование 30,6 млрд. рублей на реконструкцию аэродромной инфраструктуры в 13 аэропортах Арктической Зоны Российской Федерации (Норильск, Соловки, Мурманск, Архангельск (Талаги), Амдерма, Депутатский, Черский, Певек, Беринговский, Залив Креста, Кепервеем, Лаврентия залив, Марково).
До 2030 года планируется предусмотреть финансирование в размере 35,2 млрд рублей на реконструкцию еще 8 аэропортов (Мурманск (2 этап - ВПП), Бухта Провидения, Нарьян-Мар, Апатиты, Саскылах, Оленек, Мома, Усть-Куйга).
Таким образом, на территории Дальнего Востока и Арктической зоны необходимо особое внимание уделять развитию отрасли до принципиально новых показателей и объемов услуг, предоставляемых гражданской авиацией. В этих целях предусмотрено также создание Дальневосточной авиакомпании.
В 2021 году планируется утверждение новой Транспортной стратегии Российской Федерации, отвечающей вызовам современного мира и требованиям граждан Российской Федерации и бизнес-сообщества, в рамках которой будут определены стратегические приоритетные направления развития гражданской авиации.
Основной задачей является устойчивое и безопасное обеспечение транспортной доступности населенных пунктов на основе опорной сети аэропортов и авиационных маршрутов.
Проектом Транспортной стратегии также предполагается дальнейшее внедрение беспилотных систем и цифровых технологий.
Одним из векторов развития гражданской авиации является развитие легкой авиации, для чего требуется ввести упрощенные требования к аэродромам с малым пассажиропотоком, а также создать новый эффективный легкий многоцелевой отечественный самолет для коммерческих перевозок.
В 2021 году в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции (строительства) 2 взлетно-посадочные полосы в аэропортах г. Великого Устюга и г. Челябинска и 3 вспомогательных объекта аэропортовой инфраструктуры (с. Верхневилюйск, г. Пермь и г. Красноярск), в 2022 году – 5 ВПП (п. Амдерма, г. Олекминск, г. Жиганск, пгт Сеймчан, г. Благовещенск) и 4 вспомогательных объекта (г. Киров, г. Братск, г. Нижнекамск, г. Магадан), в 2023 году – 9 ВПП (г. Нерюнгри, г. Певек, г. Томск, г. Ставрополь, г. Оренбург, г. Мирный, г. Якутск, г. Воронеж, с. Чара) и 7 вспомогательных объектов (г. Новосибирск, пгт Хандыга, пгт Белая Гора, г. Вилюйск, пгт Депутатский, пгт Сангар, г. Петропавловск-Камчатский).
Непосредственно в 2021 году на реконструкцию и строительство аэропортовых комплексов планируется направить 36,1 млрд рублей бюджетных средств.
За счет средств внебюджетных источников предусмотрено развитие аэропортовой инфраструктуры в г. Новосибирске, Томске, Мурманске, Минеральных Водах, Ставрополе, Архангельске и Петропавловске-Камчатском. Завершается строительство нового аэропорта в Тобольске.
Также приоритетными направлениями в 2021 году являются:
- продолжение работ с целью завершения реконструкции аэродромных комплексов в аэропортах Домодедово, Шереметьево, для чего предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6,6 млрд рублей.
- реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны с объемом финансирования 19,81 млрд рублей.
Росавиацией разработан проект Концепции развития аэродромной сети гражданской авиации Российской Федерации, которая определяет основные направления ее развития с учетом уже реализованных проектов в 2010-2020 годах и перспективных проектов развития и модернизации транспортной системы России.
Концепция предполагает расширение использования механизмов государственно-частного партнерства. Для совершенствования решения инвестиционных задач управление узловыми аэропортами может осуществляться по концессионным соглашениям либо может передаваться аэропортовым холдингам с передачей аэродромной инфраструктуры им в аренду с инвестиционными условиями.
В 2021 году планируется продолжить дальнейшее развитие Единой системы организации воздушного движения, включая:
- внедрение автоматического зависимого наблюдения на основе единого стандарта с развитием до функционала многопозиционных систем наблюдения в Российской Федерации;
- оснащение гражданских аэродромов современными инструментальными системами посадки воздушных судов, в том числе с использованием ГЛОНАСС, системами наблюдения и контроля наземного движения, средствами связи;
- интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития нормативно-правовой базы и внедрения технологий;
- совершенствование военно-гражданской координации в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации.
Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 определена цифровая трансформация, главная задача которой - обеспечить достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления и увеличить до 95 процентов долю социально значимых услуг, доступных в электронном виде.
В целях реализации задач, поставленных руководством страны Росавиацией в 2020 году разработана Ведомственная программа цифровой трансформации на период до 2023 годов, которая 25.12.2020 одобрена президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (утверждена приказом Росавиации от 20.01.2021 № 18-П).
Программа цифровой трансформации Росавиации предусматривает мероприятия по переводу в электронный вид 14 наиболее востребованных государственных услуг, модернизацию 5 государственных функций и развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, содержит 22 мероприятия, направленные на создание и развитие информационных систем.
Перед отраслью стоит задача в кратчайшие сроки создать и внедрить в России «Систему сбора, проверки и отчётности данных об эмиссии CO2 (MRV CORSIA) российскими эксплуатантами воздушного транспорта при выполнении ими международных полётов» включая создание и организацию дальнейшей эксплуатации «Национального реестра эмиссии СО2» для целей формирования и передачи консолидированного годового отчета об эмиссии от имени государства в «Центральный реестр ИКАО».
Уважаемые участники Коллегии!
Проект итогового Доклада о результатах деятельности Федерального агентства воздушного транспорта за 2020 год прошел обсуждение на очном заседании Общественного совета Росавиации.
Общественным советом отмечено, что в условиях пандемии и значительного сокращения объемов работ, Росавиация при своевременной государственной поддержке в 2020 году провела большую работу по сохранению авиатранспортного комплекса и численности авиационного персонала, отрасль активно противодействует глобальным вызовам.
По итогам ежегодного исследования прозрачности и эффективности размещения государственного заказа в 2020 году Росавиации присвоено 17-ое место с «высоким» рейтингом прозрачности закупок из 66 федеральных органов исполнительной власти (в 2019 году 63 место из 70 ФОИВ).
По статистике аналитических агентств (Медиалогия) в 2020 году запросов и публикаций о деятельности воздушного транспорта было в три раза больше, чем по другим отраслям транспорта. Было рассмотрено около 18 тысяч обращений граждан, что почти на четверть (23,3%) больше, чем в 2019 году. Это значит, что внимание общественности к нашей отрасли имеет высокий рейтинг и запрос общества к деятельности организаций гражданской авиации сохраняется постоянно.
2020 год был сложным, но с большинством поставленных задач мы справились и, главное, смогли сохранить функционирование авиационных предприятий и не допустить банкротств и сокращение квалифицированного персонала. 2021 год обещает быть не менее напряженным, поскольку сохраняются ограничения на международные пассажирские перевозки.
Задачи на 2021 год стоят сложные, но выполнимые. Совместно работая, мы сможем их выполнить.
Спасибо за внимание!