Перевозка пассажиров в России в январе-июне 2021 года
Несмотря на третью волну пандемии COVID-19, которая накрыла Россию весной этого года, объемы авиаперевозок демонстрируют восстановительный рост. Поскольку 2020 год прошел под знаком пандемии и практически полной остановки полетов весной прошлого года, мы будем говорить о сравнительных показателях 2021, 2020 и 2019 годов.
Внутрироссийский трафик по итогам первого полугодия 2021 года не только восстановился полностью, но и на 15% превысил показатели допандемийного 2019 года. Само собой, такой динамике способствуют, и отсутствие ограничений на полеты внутри страны, и продолжающиеся ограничения на полеты на большинстве международных направлений.
Весной обозначилась тенденция открытия полетов на отдельных международных направлениях, таких как Турция и Египет. Это позволило поднять показатели пассажиропотока на МВЛ до 67% к уровню 2020 года. Однако это всего лишь 24% от показателей 2019-го.
Пассажирооборот восстанавливается заметно медленней пассажиропотока – 62,5% от уровня 2019 года. Это отражает сокращение средней дистанции полета пассажира на фоне закрытия международных полетов, немалая доля которых выполнялась на дальние расстояния.
Ввиду недозагруженности дальнемагистрального флота авиакомпаний, широкофюзеляжные самолеты нередко используются на коротких направлениях, в первую очередь, на курортный юг России. Это дает пассажиропоток, но не дает необходимых объемов выполненных работ. Как итог, перевезенные авиакомпаниями 44 млн пассажиров дали значительно меньший объем выручки, чем аналогичное количество клиентов авиакомпаний в 2019 году.
Как видно из гистограммы, большинство авиакомпаний переживает восстановительный рост. Исключение составляют Роял Флайт и Азур эйр – авиакомпании, бизнес которых был ориентирован на популярные туристические направления, и которые во втором квартале функционировали лишь фрагментарно.
Если же провести сравнение с 2019 годом, то «Аэрофлот» перевез лишь 47% пассажиров, а «Россия» – 74,5%. Однако рост «Победы» на 40,1% несколько улучшает общий показатель группы – 67,6% к 2019 году. Не восстановились и «Уральские авиалинии» и ЮТэйр – 88,6% и 81,9% соответственно. Лучший показатель среди лидеров рынка у Сибири (S7), которая за счет высокой динамики роста перевозок на ВВЛ практически вернулась на допандемийный уровень – 99,5%. В лидерах роста авиакомпании второго эшелона: Азимут (+71,5%) и Смартавиа (Нордавиа) (+47,2%) к уровню 2019 года.
Пассажиропоток
Пассажирооборот
Занятость кресел
* С 2021 году авиакомпания "Нордавиа" переименована в "Смартавиа"