Анализ показателей работы аэропортов Московского авиаузла в 2019 году
Количество пассажиров, обслуженных в московских аэропортах в 2019 году, выросло на 5,7%, что в абсолютном выражении составило 101 692 403 человека. Прирост, по сравнению с 2018 годом, в 5 462 063 пассажира. Однако темпы роста Московского авиаузла (МАУ) оказались ниже темпов роста объемов перевозок российских авиакомпаний, которые, по итогам года, увеличили пассажиропоток на 10,3%, что составило +11 930 911 человек.
Наиболее высокие темпы роста количества обслуженных пассажиров в 2019 году показал аэропорт Внуково (+11,7%), увеличив объемы на 2 523 035 пассажиров. Однако в абсолютном выражении первенство за аэропортом Шереметьево, нарастившим пассажиропоток на 4 090 395 человек (+9%). И в будущем наибольшего прироста следует ожидать именно от этого аэропорта, в котором в 2019 году была введена в эксплуатацию ещё одна – третья взлетно-посадочная полоса и открыт новый терминал D, пропускной способностью до 20 млн пассажиров в год. Аутсайдером оказался аэропорт Домодедово, показав отрицательный результат (-3,9%), уменьшив объемы на 1 151 367 обслуженных пассажиров.
Отрицательный результат аэропорта Домодедово обусловлены задержкой завершения строительства новой взлетно-посадочной полосы. А одна из двух полос может использоваться лишь со значительными ограничениями. Из-за этого до сих пор не введен в эксплуатацию и новый терминальный комплекс, который уже построен и позволит аэропорту практически удвоить объемы перевозок. В итоге, сейчас аэропорт работает на пределе возможности, и некоторое уменьшение объемов можно даже рассматривать как благо, так как это снизило напряженность в пассажирском терминале в пик туристического сезона.
Если объемы обслуживания пассажиров международных авиалиний в МАУ росли темпами, приближенными к показателям роста российской гражданской авиации (+8,7%), прибавив 3 961 285 человек, то внутренние перевозки сгенерировали прирост лишь в 3% - 1 500 778 человек. Здесь надо учитывать, что внутренние перевозки обеспечиваются исключительно российскими авиакомпаниями, а международные – российскими и иностранными перевозчиками, что мы проанализируем ниже. Существенно уступив долю внутреннего в общем объеме пассажиропотока с 2015 года, авиакомпании на международных линиях наращивали пассажироперевозки, что видно и из показателей МАУ, и статистики российских авиаперевозчиков по итогам 2019 года. В то же время, иностранные авиакомпании внесли отрицательный вклад в общий итоговый результат Московского авиузла.
В то время, как темпы роста объемов международных перевозок российских авиакомпаний были выше общероссийских показателей по итогам 2019 года (+12,7%) - прирост составил 4 251 606, иностранные авиаперевозчики по итогам года пришли к отрицательному результату (-2,4%), снизив объемы на 290 321 пассажира. Отчасти это явилось результатом более выгодного предложения (более низкой стоимости авиабилетов) на этих направлениях со стороны российских авиакомпаний. Несмотря на это, практически каждый четвертый пассажир на МВЛ был привезен в МАУ иностранной авиакомпанией.
Высокие темпы роста объемов на международных линиях МАУ у российских авиакомпаний в большей степени обусловлены 20%-м ростом в сегменте нерегулярных перевозок. Прирост пассажиропотока в этом сегменте составил 1 305 820 человек. Темпы роста на регулярных маршрутах были скромнее (+6,8%), при том в абсолютных цифрах прибавка составила 2 655 465 пассажиров. В то же время здесь следует учитывать, что свой отрицательный вклад, как было показано выше, внесли иностранные перевозчики. Российские же авиакомпании в этом сегменте росли более динамично, нежели общий результат.
На внутренних воздушных линиях наблюдалась обратная ситуация. При общем более скромном росте в 3%, что составило 1 500 778 пассажира, основной прирост дали регулярные перевозки (+3,2%), а чартеры ушли в минус аж на 16,4%. Впрочем, доля чартеров в этом сегменте настолько мала (1%), что не смогла оказать какого-либо существенного влияния на общий результат.