Обзор мирового рынка авиаперевозок в апреле 2020 года
К первой неделе апреля правительства на 75% рынков, отслеживаемых IATA, полностью запретили въезд граждан других стран, в то время как ещё 19% ввели ограничения на поездки или обязательные карантинные требования для международных прибытий. Результатом стало сокращение в апреле международных перевозок на 98,4%, а внутренних на 86,9% (к апрелю 2019 года).
Общеотраслевые показатели ASK и PLF снижались параллельно на всех региональных рынках.
Показатель ASK (провозная мощность) в апреле 2020г. снизился на 87% (к апрелю 2019г.). Это более чем в два раза превышает темпы снижения в марте (-38%). Эксплуатируемый парк воздушных судов был сокращен вдвое до ~13 000 единиц. Несмотря на это, коэффициент пассажирской загрузки (PLF) снизился на 46 п.п. и достиг нового рекордного минимума в 36,6%. Самый низкий коэффициент пассажирской загрузки был зарегистрирован в Северной Америке (-70п.п.) и Африке (-63п.п.).
Коэффициент пассажирской загрузки по регионам
В то же время, спрос на авиационные услуги начинает восстанавливаться после достижения дна в апреле. В мае цифры показывают, что ежедневные полеты выросли на 30% в период между нижней точкой 21 апреля и 27 мая. Это, в основном, касается внутренних авиаперевозок и отскока от очень низкой базы (5,7% от спроса в 2019 году). Хотя это повышение не имеет существенного значения для глобального изменения ситуации, оно все же предполагает, что отрасль миновала дно кризиса, при условии отсутствия его повторения. Это первый сигнал к тому, что авиация начинает вероятный длительный процесс восстановления.
Ситуация в Китае, который первый испытал значительное сокращение авиаперевозок, но стал их восстанавливать около двух месяцев назад, может дать нам некоторые намеки на возможный путь восстановления в странах, которые все еще находятся в изоляции.
Полеты на внутреннем рынке Китая и новые случаи COVID-19
Данные конца мая показывают, что уровни полетов в Республике Корея, Китае и Вьетнаме выросли до отметки, которая сейчас на 22-28% ниже, чем годом ранее. Первоначальные увеличения вылетов были сосредоточены на внутренних рынках. Поисковые запросы авиаперевозок в Google также выросли на 25% к концу мая по сравнению с апрельским минимумом, хотя это рост с очень низкой базы и все еще на 60% ниже, чем в начале года.
Мировой ВВП в первом квартале сократился примерно на 1,7% и, как ожидается, сократится примерно на 5% в 2020 году в целом (по данным Oxford Economics). Тем не менее, в 2021 году ожидается постепенное восстановление экономики, с учетом оказанной беспрецедентной государственной поддержки отрасли в ключевых странах. Однако развитие авиаперевозок всегда отстает от роста ВВП, так как восстановление потребительского спроса может занять некоторое время. Масштабное открытие международных рынков будет зависеть от снижения риска передачи COVID-19 из одной страны в другую. Побочным эффектом этого замедленного восстановления является ожидаемое снижение средней продолжительности поездки примерно на 8,5%.
Международные пассажирские рынки
Международный пассажирооборот (RPK) в апреле (год к году) сократился на 98,4%, против -58,1% в марте (год к году) на фоне повсеместного запрета на международные полеты. Это характерно для всех регионов. Снижение ASK варьировалось от -88% у африканских перевозчиков и до -97% у авиакомпаний Европы и Латинской Америки. В среднем емкость сократилась на 95,1%, а коэффициент загрузки упал на 55,3 процентных пункта до 27,5%.
Международный RPK (год к году) по регионам на основе регистрации авиакомпаний
Азиатско-Тихоокеанский регион пострадал от ограничений на поездки уже в январе – минус 49% в январе-апреле (по сравнению с тем же периодом предыдущего года). В остальных регионах, на которые повлиял COVID-19 в относительно более поздний период, снижение международного RPK в январе-апреле составило от 36% до 42% (год к году). В соответствии с агрегированными результатами, все ключевые международные сегментные маршруты в апреле упали более чем на 95% (год к году), что примерно в два раза хуже, чем наблюдалось в марте.
RPK на международных авиалиниях в апреле (год к году)
Апрельский трафик азиатско-тихоокеанских авиакомпаний упал на 98,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и ухудшился с 70,2% в марте. Провозные емкости снизились на 94,9%, а коэффициент загрузки сократился на 49,9% до 31,3%.
Апрельский спрос европейских перевозчиков упал на 99,0%, резко снизившись с 53,8% в марте. Провозные емкости упали на 97%, а коэффициент загрузки сократился на 58 процентных пункта - до 27,7%.
Авиакомпании Ближнего Востока за апрель сократили объемы перевозок на 97,3% по сравнению с падением спроса на 50,3% в марте. Провозные емкости сократились на 92,3%, а коэффициент загрузки снизился до 27,9%, снизившись на 52,9 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Североамериканские перевозчики в апреле сократили объемы перевозок на 98,3%, (в марте было минус 54,7%). Емкость сократилась на 94,4%, а коэффициент загрузки упал на 57,2 процентных пункта до 25,7%.
В апреле латиноамериканские авиакомпании столкнулись с падением спроса на 98,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, (в марте минус 45,9%). Провозные мощности снизились на 97,0%, а коэффициент загрузки на 34,5 процентных пункта до 48,1%, что является самым высоким показателем среди всех регионов мира.
Пассажиропоток африканских авиакомпаний в апреле снизился на 98,7%, что почти вдвое хуже, чем падение спроса в 49,8% в марте. Емкость сократилась на 87,7%, а коэффициент загрузки снизился на 65,3 процентных пункта до всего 7,7% заполненных мест, что является самым низким показателем среди всех регионов мира.
Внутренние пассажирские рынки
Пассажирооборот (RPK) на внутренних маршрутах в апреле сокращался несколько медленнее, чем на международных - минус 86.9% (год к году), но это существенно хуже марта (-51%). Провозные емкости сократились на 72,1%, а коэффициент загрузки снизился на 44,3п.п до 39,5%.
Пассажиропоток на внутреннем рынке Китая в апреле снизился на 66.6% (год к году), и это лучше максимального падения, зафиксированного в феврале – минус 85% (год к году). Такое относительное восстановление рынка отражает возобновление внутренних рейсов и отмену ограничительных мер в стране на фоне снижения количества подтвержденных случаев заболевания COVID-19, которое упало почти до нуля. Показатель пассажирской загрузки (PLF) у китайских перевозчиков в апреле поднялся до 66,4% с 60,6% марте.
RPK российских авиакомпаний на внутренних линиях снизился на 82,7% против апреля 2019 года. Более медленная просадка российского внутреннего рынка, по сравнению с другими ключевыми внутренними рынками, возможно, связана с более поздними сроками вспышки болезни в стране.
Япония изначально не предпринимала никаких широкомасштабных мер блокировки, но после резкого увеличения числа подтвержденных случаев COVID-19, в апреле была объявлена чрезвычайная ситуация. Как следствие, внутренний RPK сократился на 88,7%, по сравнению с минус 54,1% в марте (год к году).
Наибольший же спад зарегистрирован в Австралии (-96,8%), Бразилии (-93,1%) и США (-95,7%)
RPK на внутренних рынках
В заключение приводим слова Александра де Жюньяка, генерального директора IATA:«Апрель был катастрофой для авиации, так как авиаперевозки почти полностью прекратились. Но апрель может также представлять собой дно кризиса. Количество рейсов увеличивается. Страны начинают снимать ограничения мобильности. А уверенность бизнеса показывает улучшение на ключевых рынках, таких как Китай, Германия и США. Это положительные признаки того, что мы начинаем восстанавливать отрасль с нуля. Это лишь первые побеги, для созревания которых, возможно, понадобятся годы».
Детализация рынка пассажирских авиаперевозок - апрель 2020 года
Отчет подготовлен на основе и с использованием материалов IATA