Перевозки через аэропорты России в 2019 году

В 2019 году через аэропорты России было перевезено 220 891 207 пассажиров. Это на 6,8% больше показателя 2018 года.

При анализе статистики аэропортов следует учитывать, что это показатель отправлено+прибыло. Следовательно, пассажир, вылетающий из российского аэропорта с прибытием в российском аэропорту, засчитывается дважды. К тому же, здесь учитываются и пассажиры иностранных авиакомпаний, прибывающие в Россию и вылетающие из российских аэропортов. Поэтому общая сумма обслуженных в аэропортах пассажиров (220 891 207) значительно превышает годовую статистику российских авиакомпаний (128 127 828).



Анализируя гистограмму, видим, что ежемесячная динамика обслуживания пассажиров в течение всего 2019 года соответствовала динамике изменения пассажиропотока в 2018 году, с постоянным превышением прошлогодних показателей. Однако следует отметить, что с января по май ежемесячное превышение пассажиропотока было более динамичным и составляло 8-12%, а с наступлением летнего сезона показатели роста снизились практически вдвое. И такая тенденция сохранилась до конца года: с июня по декабрь - 3-7% ежемесячно.


С мая по октябрь наблюдается более высокая динамика роста количества обслуживаемых пассажиров на международных авиалиниях. Это связано с сезоном отпусков и предпочтениями россиян отдыхать на зарубежных курортах. Следует отметить, что пассажиропоток на Международных воздушных линиях (МВЛ) в 2019 году рос более динамично (+8,4%), нежели на Внутренних воздушных линиях ВВЛ (+6%).




Статистическое количество обслуживаемых в аэропортах России пассажиров внутренних линий стабильно вдвое превышает количество пассажиров международных направлений. Это обусловлено тем, что пассажир внутренних линий засчитывается дважды (в аэропорту вылета и в аэропорту прилета), а международных только один раз (при вылете из России или при прибытии в Россию). Таким образом, средние показатели по году реального пассажиропотока на ВВЛ и МВЛ примерно равны. Причем, с мая по октябрь реальный пассажиропоток международных направлений превышает внутренние перевозки.


Анализ показателей 20 крупнейших аэропортов России показывает значительный отрыв столичных аэропортов (Шереметьево,Домодедово, Внуково) и аэропорта северной столицы (Пулково), от остальных аэропотов России. Доля этих четырех аэропортов на рынке составляет 54,9%.


Несмотря на общий положительный результат, 4 из 20 аэропортов в 2019 году показали отрицательный результат. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, наиболее популярными внутренними направлениями среди россиян по-прежнему остаются курорты Юга России - Республика Крым и Краснодарский край). Аэропорты Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Анапа) в 2019 году показали рост 7,7% и обслужили более 8 млн 740 тысяч пассажиров, что является рекордным показателем для этих курортных центров за всю историю их существования.


 
В таблице крупнейших 20 аэропортов отсутствует Симферополь, так как по этому аэропорту нет точных данных. Однако, согласно годовому докладу Росавиации, по итогам 2019 года в Республику Крым воздушным транспортом было перевезено более 5 млн 145 тысяч пассажиров, что практически соответствует показателю 2018 года. Особо отмечается, что открытие в мае 2019 года автомобильного сообщения с Республикой Крым не привело к снижению авиаперевозок на этом направлении.

Перевозки пассажиров в аэропортах юга России (Росавиация)

 
Таким образом, помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга, наиболее популярными внутренними направлениями среди россиян по-прежнему остаются курорты Юга России - Республика Крым и Краснодарский край. Аэропорты Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Анапа) в 2019 году показали рост 7,7% и обслужили более 8 млн 740 тысяч пассажиров, что является рекордным показателем для этих курортных центров за всю историю их существования.