Итоги деятельности гражданской авиации РФ за 9 месяцев 2020 года
Летняя навигация лишь на несколько процентов улучшила общий результат авиаперевозок по итогам трех кварталов 2020 года. Практически обнуление авиаперевозок в апреле-мае и недостаточное восстановление в последующие месяцы, ввиду сохраняющихся ограничений на международные перелеты, не оставили авиаперевозчикам шансов на сколь-нибудь заметное улучшение экономической ситуации в авиаотрасли.
На следующей гистограмме наглядно видно существенное отставание ежемесячного пассажиропотока от уровней прошлого года. Снизилась и загрузка пассажирских кресел на рейсах. Уже сейчас можно сделать прогноз, что по итогам года картина может ухудшиться, ввиду разворачивающейся по всему миру второй волны эпидемии коронавируса и вновь вводимых ограничений.
Ещё более удручающая картина получается, если посмотреть на пассажирооборот авиакомпаний - 48,4% от уровня прошлого года. Это указывает на сокращение дистанции своих полетов пассажирами, а значит выполнение авикомпаниями меньшей работы и получение меньшей выручки. Экономическую картину ухудшает и более низкая стоимость авиаперелетов во втором и третьем квартале, по сравнению с прошлым годом.
Как видно из графиков результатов авиаперевозок по итогам 9 месяцев за 10 лет, в нынешнем году авиаотрасль откатилась примерно на уровень чуть лучше 2011 года по пассажиропотоку и хуже 2011 года по пассажирообороту. Такая же картина наблюдалась и по итогам 6 месяцев. Таким образом, летняя навигация, даже с учетом открытия некоторых зарубежных направлений, общую ситуацию не улучшила.
Среди лидеров авиаотрасли лучшего итогового результата достигла авиакомпания Победа. Однако, несмотря на то, что авиакомпания в течение третьего квартала существенно превосходила прошлогодние показатели, результат по итогам 9 месяцев - лишь 83,3% от прошлогоднего уровня. Компании не удалось компенсировать стояние в течение апреля-мая. У других авиакомпаний ситуация куда хуже, а Аэрофлот, потерявший зарубежные направления, вообще в аутсайдерах.
* Под брендом S7 в 2019 году летали авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", в 2020 году - "Сибирь". В связи с этим в диаграмме и последующих таблицах за 2019 год приведена сводная статистика двух авиакомпаний.
Следует отметить несомненный успех авиакомпании Азимут, эксплуатирующей отечественные самолеты SuperJet 100 - 93,2% пассажиропотока от уровня прошлого года. Это может указывать не только на удачную стратегию авиакомпании, но и отчасти на увеличение спроса на полеты самолетами малой вместимости, ввиду снижения общих потоков пассажиров на многих направлениях.
Пассажиропоток
Пассажирооборот
Загрузка пассажирских кресел