Анализ мирового рынка авиаперевозок в сентябре 2020 года
На фоне повышенных рисков восстановление пассажиропотока замедляется
Несмотря на то, что восстановление мировой экономической активности в сентябре продолжилось, новые вспышки и дальнейшие ограничения, в частности, в Европе, оказали некоторое давление на пассажиропоток. Это объясняет замедление темпов восстановления экономики в этом месяце. Несмотря на это, Европа оставалась самым устойчивым международным пассажирским рынком в сентябре. Среди основных внутренних рынков Россия росла в годовом выражении второй месяц подряд, а внутренние значения RPK в Китае также близки к прошлогодним значениям.
В сентябре темпы восстановления авиаперевозок еще больше замедлились, по сравнению с предыдущими месяцами. Показатель пассажиро-километров (RPK) был на 72,8% ниже уровня сентября 2019 года. Это лишь немногим лучше, чем падение, наблюдавшееся в августе (75,3%).
Сезонные тенденции были приглушены с самого начала кризиса. В среднем с 1990 года фактический глобальный трафик в сентябре более чем на 10% ниже, чем в августе, из-за окончания летнего сезона в Северном полушарии. В этом году снижение было меньшим (2,3%), что привело к росту сезонно скорректированных RPK в сентябре.
На внутренних рынках RPK по всему миру в сентябре упали на 43,3% в годовом исчислении, что на 7,4 процентных пункта больше, чем в августе. Темпы восстановления остались такими же, как и в прошлом месяце (6,0 п.п.), несмотря на возобновление вспышек в таких странах, как Индия, Индонезия и большая часть Европы.
Внутренний Китай и Россия были ключевыми участниками улучшения общего объема внутренних перевозок. С учетом сезонных колебаний оба рынка вернулись к уровням 2019 года. Такие внутренние рынки как США и Япония также восстановились в сентябре по сравнению с августом
Объемы международных перевозок в России не улучшились - в сентябре международные RPK сократились на 88,8% в годовом исчислении по сравнению с 88,5% в августе. Во многих странах, особенно в Азии, пограничное движение остается строго контролируемым, и не было предпринято четких и скоординированных шагов по внедрению эффективных методов тестирования в аэропортах.
Возобновление вспышек COVID-19 в сентябре, в частности, в Европе - также привело к тому, что некоторые страны ввели новые ограничения. С ростом числа случаев заболевания меры становятся все более жесткими и будут еще больше влиять на восстановление авиации в октябре.
Увеличение количества новых случаев заболевания COVID происходит на фоне периода активного экономического восстановления. Потребительское доверие (OECD) хотя и остается низким, в сентябре продолжало улучшаться, как и ее сводные опережающие индикаторы. Индексы торговли и промышленного производства остаются на сильном восходящем векторе.
Деловая уверенность, о которой свидетельствуют сводные индексы PMI, оставалась в экспансионистском регионе (выше отметки 50) на большинстве ключевых рынков. Тем не менее, в сентябре она несколько замедлилась, за исключением развивающихся рынков.
Однако экономические и медицинские риски накапливаются. Возобновление мер по прекращению распространения пандемии, вероятно, также повлияет на экономическую активность, что приведет к высокой безработице и подавлению потребительского доверия. Существует высокая неопределенность относительно масштабов фискальной и денежно-кредитной политики в предстоящий период.
Несмотря на некоторые улучшения в экономической деятельности, восстановление остается уязвимым. Медицинский прогресс в отношении борьбы с COVID-19 идет медленно, и вакцина может не получить широкого распространения до второй половины 2021 года. Кроме того, возникнут проблемы с ее распределением и риски, что этот иммунитет будет временным.
Ряд авиакомпаний недавно объявили о сокращении производственных мощностей на конец года в ответ на рост числа случаев заболевания COVID. Это привело к тому, что общеотраслевые свободные провозные емкости (ASK) в сентябре упали еще на 63,0%, что близко к результату предыдущего месяца (63,9%).
Европа и Северная Америка были двумя регионами, в которых падение мощностей ускорилось в сентябре, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион был наиболее устойчивым (-57,7% в годовом исчислении).
В сентябре повышением спроса шло быстрее, чем предлагаемые емкости, поэтому коэффициенты загрузки несколько улучшились. Общеотраслевой коэффициент загрузки в сентябре составил 60,1%, что является самым высоким показателем с февраля 2020 года, но ниже на 21,8 п.п. год к году. Это было рекордно низким значением для любого месяца сентября.
Международные RPK в сентябре снизились на 88,8% в годовом исчислении. Улучшения в этом сегменте были незначительными, начиная с пика падения в апреле, когда спрос снизился на 98,4% в годовом исчислении.
Значительная часть отскока в международных перевозках в предыдущие месяцы происходила внутри Европейского рынка, благодаря более сильной интеграции Шенгенской зоны. Трафик на этом рынке упал на 73,6% г / г в годовом исчислении в сентябре, по сравнению с 67,7% месяцем ранее.
Поскольку спрос на другие европейские маршруты все еще был приглушен, авиакомпании в Европе увидели, что международные RPK упал на 82,5% в годовом исчислении - единственное ухудшение среди основных регионов. Эта тенденция, вероятно, еще больше усилится в октябре.
Авиакомпании, базирующиеся в Африке, сообщили о снижении спроса на международных направлениях на 88,5% в сентябре, в целом не изменившись по сравнению с августом. Маршруты в/из Европа и Ближний Восток были самыми устойчивыми.
Международные RPK перевозчиков на Ближнем Востоке сократились в сентябре на 90,2% г / г, в северном Америке и Латинской Америке спрос на международные пассажирские перевозки снизился на 91,3% г / г и 92,2% г / г соответственно. В этих трех регионах улучшение ситуации происходит медленно и сдерживается повышением числа случаев заболевания COVID в некоторых ключевых странах.
Перевозчики, зарегистрированные в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сократили объемы на 95,8% в годовом исчислении. Ограничения на полеты в этом регионе были жесткими, и улучшения с начала кризиса были сдержанными.
В то время как показатели внутреннего трафика варьируются, мировые внутренние RPK сократились на 43,3% г / г в годовом исчислении. Сентябрь, продолжил относительно устойчивые ежемесячные улучшения, наблюдаемые с апреля. Однако производственные результаты варьируется в зависимости от страны, а трафик колеблется незначительно, чтобы вернуться к уровню до пандемии.
Действительно, внутренние RPK авиакомпаний России второй месяц подряд росли в годовом исчислении - в сентябре (2,7%). Это единственный крупный рынок с таким результатом, что можно оценить как подвиг. Это обусловлено более низкими тарифами и отсутствием ограничений внутри страны. Однако резкий рост числа заболеваний ставит это восстановление под угрозу.
Внутренний пассажиропоток в Китае в сентябре снизился на скромные 2,8% в годовом исчислении, что на 16% больше, чем в августе. В последнее время темпы восстановления ускорились, и появились признаки того, что потребительские расходы и общая экономика почти вернулись к норме.
Внутренние RPK в Бразилии упали на 55,3% г / г в годовом исчислении. В сентябре восстановление трафика набрало обороты, улучшившись на 11,7 п. п. по сравнению с августом.
Авиакомпании сохранили пропускную способность под контролем, а внутренние коэффициенты загрузки составили 80,7%, что является вторым по величине показателем после России (82,4%).
В Японии и США внутренние RPK сократились на 59,3% г / г и 65,0% г / г соответственно. В обеих странах пандемия не контролируется. Хотя в сентябре в Японии было гораздо меньше случаев заболевания, чем в США.
Внутренние объемы авиаперевозок в Австралии оставались низкими с начала кризиса. В сентябре они снизились на 88,7% г / г, не изменившись по сравнению с предыдущим месяцем. Меры сдерживания здесь были особенно строгими, а поездки между государствами ограничены.